В конкурсе Каннского фестиваля показали скандальный фильм Нанни Моретти, вызвавший большие нарекания в Ватикане
[myimg]http://msk.kp.ru/f/12/image/15/51/2535115.jpg|папа[/myimg]
Фильм называется Hebemus Papam, что на латыни означает «У нас есть Папа». Именно эта фраза звучит из уст кардиналов, когда в результате тайного голосования они достигают согласия относительно кандидатуры нового Папы Римского. Самый знаменитый сейчас итальянский режиссер Нанни Моретти (обладатель каннского золота за семейную драму «Комната сына») взял это утверждение в самом широком смысле. И поставил его под сомнение.
На вступительных титрах картины демонстрируются реальные кадры похорон ушедшего в мир иной понтифика, но все последующее представляет собой «фантазию на тему» выборов в Ватикане. Для непосвященных — то есть всех зрителей, исключая тех, кто сидит в Ватикане - «фантазия» представляется пугающе убедительной.
Выбор кардиналов падает на француза Мельвиля (великий артист Мишель Пикколи), но тот не только не чувствует себя «избранным Богом», но испытывает настоящий приступ паники перед выходом на балкон для традиционного обращения к собравшейся под ним толпы. Ушлый пресс-агент Ватикана (поляк Ежи Штур из «Новых амазонок») призывает на помощь лучшего в Италии психотерапевта (сам Моретти). Попытки того поработать с «пациентом» на виду святейшего конклава — самое смешное, что есть в этой очень серьезной комедии.
Новоизбраному Папе удается сбежать и провести три дня на улицах Рима, в то время как неверующий психотерапевт вынужден коротать дни в заточении в Ватикане (никто не может выйти из помещения, пока имя нового Папы не будет объявлено народу). От безделья он даже организовывает волейбольный матч между старцами — и это сюрреалистическое зрелище действительно не для слабонервных.
По выходе в итальянский прокат неровный, местами упоительный, местами скучноватый, но серьезный, неспекулятивный фильм Моретти вызвал сильную реакцию со стороны первосвященников, хотя любому ясно, что все показанное в картине — результат чистого вымысла. Сам режиссер говорит о том, что эти отдельные укусы не отражают мнения всего католического сообщества. Впрочем, какой еще реакции он ожидал, если в центре картины тезис о фатальной неспособности одряхлевшего, бюрократизированного Ватикана удовлетворить жажде веры, все еще демонстрируемой его паствой? Дело вовсе не в каком-то ужасном устройстве этого странного «министерства веры», а всего лишь в том прискорбном, обстоятельстве, что в Папы избираются не боги, а человеки, которым иногда может потребоваться помощь психотерапевта.